Ступеньки понимания детской души

В старшей группе детского сада № 145 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников начинается занятие. Ведет его воспитатель Зоя Козлова, выпускница УрГПУ, недавно ставшая победителем всероссийской олимпиады «Я профессионал».

00001.jpg

«Завтра про космос говорили!»

— О чем будем сегодня говорить? — спрашивает Зоя Романовна детей.
— О космосе!
— Почему о космосе?
— Потому что мы завтра про космос говорили!
Да, у малышей идет серия занятий в преддверие Дня космонавтики.
Дети отвечают на вопросы о полетах Юрия Гагарина, Валентины Терешковой, о выходе в открытый космос Алексея Леонова.
Читают заранее выученные стихи:
— Навеки будут вместе Гагарин и апрель.
— Был первым в космосе Гагарин.
Каким по счету будешь ты?
— Покорять космические дали
Улетела Терешкова Валя.
— Что нужно космонавту в космосе? — спрашивает Зоя Романовна.
Дети тянут ручки:
— Космическая еда в тюбиках!
— Скафандр!
— Высшее образование! — это замечание взрослых очень радует.
— Он должен быть скафандровый и дрессированный!
Дети смотрят документальные кадры о первом полете человека в космос, проводят космическую тренировку:
— Станем сильными мы завтра,
Всех возьмут нас в космонавты!
Зоя Романовна достает сюрприз: чемодан с космическими загадками. Дети удобно сидят на подушечках и работают очень активно.
А Верочка заявляет со вздохом:
— Мы одни во вселенной, на других планетах жизни нет.
И охотно перечисляет, какие планеты она знает.

00004.jpg

Изобретем ракету сами!

Затем все дружно готовятся к конструкторской деятельности: идут за столы собирать ракеты из лего. Стоит шорох деталей — каждому нужны определенной конфигурации для своей конструкции.
Пока идет постройка ракет, рассматриваю группу. На окнах — ветки с разноцветными шариками набухших почек, на каждой сидит птичка из ниток. В углу, за зеленой прозрачной занавеской — зона отдыха, она же центр уединения, где дети, по словам воспитателя, любят «читать» книжки или секретничать. Обнаруживаю целых три телефонных аппарата (дети ведут оживленные разговоры!) и массу различных костюмов (от продавца до пожарного).

00002.jpg
Вот и первые лего-ракеты готовы к запуску. У кого-то конструкция пока лежит, кто-то сделал спутник («чтобы телевизор показывал»), кто-то построил целый космодром с забором и центром управления, соединенным с ракетой перемычкой («чтобы не уплыла»). Планы меняются на ходу — проекты разбираются до основания и тут же собираются снова. У ракет есть ускорители, крыши («чтобы дождик не мочил»), они украшены цветами и елками. Артем и Семен соединили свои работы («потому что друзья»). Верочка поет:
— Супер-пупер Юпитер! Ура!
Ты так прелестна, красивая планета!
Утверждает, что песню сама не сочиняла, а выучила. Верим на слово.
Заметно, что детский сад работает в рамках «Детской академии изобретательства» УрГПУ. Никакого заранее показанного образца. Полная свобода творчества. Детей оторвать от незавершенных ракет сложно, но нужно — в 11.00 режимный момент: прогулка.

00003.jpg

Работа не самая простая

А на участке — красота! Снег почти сошел, оставив после себя замечательные лужи! Все дети занялись земляными работами: копают, переливают, таскают в ведерках воду и землю. Эх, их бы на мой огород! Машинки обязательно должны проехать по всем лужам, по самой грязи, а если влаги недостаточно на участке, можно сходить на соседний.
Пока дети обустраивают землю, беседуем с Зоей Романовной. Спрашиваю, как ей работается в детском саду, нет ли разочарования в выбранном пути. 

00005.jpg
— Работа не самая простая, — честно отвечает Зоя. — Я могу ее сравнить с работой на заводе, потому что каждый день ты все тепло, всю свою заботу отдаешь детям. У меня всего 8 девочек и 17 мальчиков. А когда приходишь домой, это непередаваемое ощущение — сил ни на что уже нет. Но ты знаешь, что сделал сегодня что-то доброе, отдал детям те знания и умения, которые у тебя есть.
— Вряд ли с завода люди приходят с таким же чувством, — парирую я.
— Эта физическая усталость, которая наваливается на воспитателей по вечерам, является, наверное, одинаковой для всех. Но когда тебе родители говорят, что ребенок дома делает и говорит что-то новое, заявляя, что этому его научила Зоя Романовна, понимаешь, что все не зря. Дети любят с родителями чем-то заниматься, поэтому даю им задания. Им нравится учить стихи, песни, готовить доклады, рассказы.
— Как вы пришли к выводу, что вам нужно идти в педагогику?
— Я случайно поступила в педагогический университет. Так повернулась судьба. У меня мама — педагог, все мамины подруги — учителя. И меня все отговаривали идти по маминым стопам. Но жизнь сложилась иначе. А в магистратуру я уже поступала осознанно. Я очень хотела поступить на магистерскую программу «Педагогические технологии развития креативности» Сергея Аркадьевича Новоселова.
— С какими чувствами вы вспоминаете учебу в университете?
— Сначала я думала, что учиться на направлении «Дошкольное образование» будет скучно. Но 4 года пролетели незаметно. Мне очень повезло с группой. Учиться нам нравилось, и на практику с удовольствием ходили. С благодарностью вспоминаю Марию Валерьевну Бывшеву (до сих пор поддерживаю с ней прекрасные отношения), Надежду Васильевну Багичеву, нашего декана, Сергея Аркадьевича Новоселова, нашего директора. Им низкий поклон за все, что я сейчас умею. УрГПУ дает хорошее базовое образование, которое можно дальше развивать. Теоретические знания, которые у меня есть, очень помогают в работе. Где-то в практической части я могу быть пока слабовата, но я точно знаю, что теоретическая подготовка у меня есть. Прописывание конспектов, проектов мне очень легко дается. А практическую базу можно наверстать в работе. 

00006.jpg
— Вы работаете третий год?
— Да, и третий год — с этими детьми, они уже в старшей группе, и каждый год все по-новому — у них другие вопросы, новые проблемы, они растут, меняются, проявляют свой характер. Каждый год для меня — это новая ступенька, чтобы понять детскую душу.
— Продолжите свое образование в аспирантуре?
— Я хочу, но пока у меня нет возможности и времени. Работа занимает большую часть дня. Но для меня является важным завершение всех трех ступеней образования. Пока я набираюсь опыта с практической точки зрения.
— Совсем недавно вы стали победителем олимпиады «Я профессионал», заключительный федеральный этап которой проходил в Нижнем Новгороде. 

00007.jpg
— Я не первый раз участвую в конкурсах, это для меня не ново. В этот раз я уже была не в роли студента, а в роли молодого специалиста. Мы вытягивали билеты, на которых написаны задания: написать конспект развлекательного мероприятия для дошкольников определенной возрастной группы, направленности, были указаны время года и область развития детей. Защищали свои конспекты перед комиссией. Я вошла в число победителей, а есть еще золотые, серебряные и бронзовые медалисты. Поэтому я себе поставила новую цель: в следующем году стать медалистом олимпиады. Теперь я знаю, какие у меня были недочеты в конспекте, и я их учту. 

00008.jpg
— Как восприняли вашу победу дома и в детском саду?
— Мама сказала, что гордится мною, в детском саду меня ждали, переживали. Коллектив меня всегда поддерживает, понимает, что молодым педагогам сложно. Я общаюсь практически со всеми педагогами, могу к любому обратиться за помощью и советом. Занимаюсь научной работой в детском саду, проектами.

Дети в это время продолжали перекапывать участок.
— Может, вам с ними что-нибудь посадить? Все уже вскопано.
— Обязательно посадим. У нас и клумба подготовлена, — отвечает Зоя.

00015.jpg

Уходим из детского сада с какими-то светлыми чувствами. В этой группе детям хорошо. Они чувствуют себя спокойно и свободно. Зое пока трудно, но детей она любит, стремится к самосовершенствованию, поэтому все у нее получится. И от этого тоже радостно.

Текст: Татьяна Мостон
Фото: Александра Карпушева